Словарь терминов дистанционного обучения


Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

М

Модели смешанного обучения

интеграция онлайн-обучения с традиционным обучением в классе «лицом к лицу». Многие преподаватели используют в своем учебном процессе возможности LMS Moodle и BlackBoard.

Что такое «смешанное обучение»? Это использование двух или более различных методов обучения. Например, чередование очных занятий с онлайн-обучением, микс онлайн-обучения с периодическим выходом на тренера или преподавателя для консультаций, комбинация обучения на рабочем месте с неофициальными консультациями у коллег или тренера.

Классификация смешанного обучения

1. Ротационная модель – при прохождении учебной программы или при изучении отдельного предмета ученики на основе утвержденного расписания (графика) или по усмотрению учителя чередуют способы работы с материалом, (одним из которых является онлайн-обучение). Другими способами работы с учебным материалом в ротационной модели являются: очная работа в малых группах, очная работа всем классом по решению определенной проблемы, групповые проекты, индивидуальные занятия и письменные задания.

У ротационной модели есть подвиды:

а) ротационная модель с наличием «онлайн-станций». В ней студенты чередуют способы изучения материала по установленному расписанию (графику) или по усмотрению учителя. Процесс освоения материала включает по меньшей мере одну «станцию» для обучения в режиме онлайн. Другие «станции» могут включать такие мероприятия, как работа в малых группах, групповые проекты и т.д. Некоторые способы реализации этой модели также могут вовлекать в деятельность весь класс и чередовать между учениками разные виды деятельности. В этой модели ученики должны пройти все «станции», как в очном, так и в онлайн-режиме.

Пример: KIPP  академия оснащает каждый класс 15 компьютерами. В течение урока учитель чередует работу учеников по предмету с помощью различных методов (онлайн-обучение, обучения в малых группах, а также индивидуальные задания). Т.е. одна половина класса работает онлайн, а другая очно, потом они меняются.

б) ротационная модель с лабораторными работами. В ней ученики чередуют работу с материалом по заранее установленному графику в самом классе и в других местах, расположенных в учебном заведении. Одним из способов работы с материалами являются онлайн лабораторные работы. Эта модель отличается от предыдущей тем, что ученики могут работать  в разных помещениях внутри учебного заведения, а не только в одном.

Пример: В Rocketship, студенты выполняют лабораторные работы 2 часа в в разных классах, а инструкции по изучению предмета они получают в онлайн-режиме.

в) «перевернутый класс».

г) индивидуальная ротационная модель. У каждого ученика есть индивидуальный график изучения предмета, однако одним из обязательных условий есть онлайн-этап. Особенностью модели является то, что студентам не обязательно проходить все этапы работы с материалом, как при модели со «станциями».

Пример. В школе Carpe Diem у учеников есть специальный график, который задает им траекторию работы с материалом: онлайн-работа, самостоятельная работа, работа на семинарах в классе. Длительность каждого этапа – 35 минут.

2. Flex модель – при ее организации содержание поставляется в первую очередь в онлайн-режиме, учитель также может оказывать поддержку ученикам в режиме онлайн. Однако, не исключены варианты поддержки учеников в очном режиме через такие мероприятия, как в работа в малых группах, групповые проекты, и индивидуальное обучение.

Некоторые вариации этой модели включают существенную очную поддержку, в то время как другие включают минимальную поддержку. В учебном процессе могут принимать участие сертифицированные онлайн-консультанты, которые предоставляют ежедневные консультации,  в то время как другие преподаватели могут сосредоточиться на очной поддержке аудитории.

Пример: В Сан-Франциско Flex академия поставляет учебную программу и инструкцию к ее изучению, а преподаватели используют ее для дополнения к своим предметам. Академия представляет также онлайн-консультантов для изучения своих программ.

3. Self-blend модель – согласно ей студенты берут один или несколько онлайн-курсов в дополнение к обычным. Студенты могут учиться в этих курсах как в учебных заведениях, так и вне стен образовательного учреждения.

Пример: Квакертаун (QCSD) в Пенсильвании предлагает ученикам 6–12 классов возможность взять один или несколько онлайн-курсов. Все ученики могут завершить ознакомительный онлайн-курс до зачисления. Курсы являются асинхронными, и студенты могут работать на них в любое время в течение дня. QCSD создал «кибер комнаты отдыха", где студенты могут работать в онлайн-курсах прямо в школе.

4. Виртуально обогащенная модель – это модель, при которой в течение обучения студенты делят свое время между посещением очных занятий и дистанционным обучением. Отличие этой модели от «перевернутого класса» в том, что студенты не посещают учебное заведение каждый день. Она отличается от модели Self-blend тем, что это не просто методика изучения курса, а модель работы всего учебного заведения.

Константин Бугайчук

Моделирование (симуляция)

интерактивное воссоздание ситуаций реальной жизни, традиционно используется в медицинском образовании и бизнес-тренингах. Применение симуляции в образовании ориентировано на развитие навыков принятия решений, оценки последствий своих действий, а преимущество такого подхода состоит прежде всего в получении немедленного отклика.