Словарь терминов дистанционного обучения


Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

О

Образовательный контент

структурированное предметное содержимое, используемое в образовательном процессе; информационно значимое наполнение ЭОР.

Обратная связь

модуль электронного курса, позволяющий создать собственные анкеты для сбора обратной связи от участников, используя различные типы вопросов, включая множественный выбор, да/нет или ввод текста.

Обратная связь может быть анонимной, а результаты могут быть показаны всем участникам или только преподавателям. Модуль «О.с.» может быть добавлена на главной странице сайта. В этом случае незарегистрированные пользователи могут заполнить анкету.

«О.с.» может быть использована:

  • Для оценки курсов;
  • Чтобы дать участникам возможность записаться на учебные модули, мероприятия и т.д.;
  • Для ответа гостей о выборе курса, политики образовательного учреждения и т.д.;
  • Для анонимных сообщений о случаях хулиганства.

Опрос

модуль курса, позволяющий преподавателям создавать опрос, в том числе опрос с множественным выбором. Модуль «О.» позволяет преподавателю задать один-единственный вопрос и предложить широкий выбор возможных ответов. Результаты опроса могут быть опубликованы после ответов студентов, после определенной даты или не показаны вообще. Результаты могут быть опубликованы с именами студентов или анонимно.

Опросы могут быть использованы:

  • в качестве быстрого голосования для выбора темы;
  • для быстрой проверки понимания;
  • для содействия студенту в принятии решений (например, голосование о направлении курса).

Открытое образование

гибкая система получения образования, доступная любому желающему, без анализа его образовательного ценза и регламентации периодичности и длительности изучения отдельного курса, программы, развивающаяся на основе формализации знаний, их передачи и контроля с использованием информационных и педагогических технологий дистанционного обучения.

Открытое программное обеспечение (Оpen source)

программное обеспечение с открытым исходным кодом. Исходный код создаваемых программ открыт, то есть доступен для просмотра и изменения. Это позволяет использовать уже созданный код для создания новых версий программ, для исправления ошибок и, возможно, помочь в доработке открытой программы. Условия распространения О.п.о. должны соответствовать следующим критериям:

  • свобода распространения,
  • доступность исходного кода,
  • возможность усовершенствования,
  • целостность авторского исходного кода,
  • отсутствие ограничений для групп и отдельных лиц,
  • отсутствие ограничений для сферы применения,
  • наличие лицензии, по которой происходит распространение,
  • отсутствие конкретной лицензии для продукта,
  • лицензия не ограничивает использование другого программного обеспечения,
  • ни одно из положений лицензии не может быть основано на определенной технологии или особенности интерфейса.

Открытые образовательные ресурсы

цифровые учебные материалы, размещенные в публичном доступе и распространяющиеся по открытой лицензии. Например, материалы для преподавателей и контент для студентов: конспекты лекций, содержание видеокурсов, коллекции учебных научных журналов и публикаций. Предоставление своих наработок в открытый доступ важно для репутации любого образовательного учреждения.

Открытый контент (Open content)

неологизм, придуманный по аналогии с open source, описывающий любое творческое произведение или контент, опубликованный под лицензией, которая разрешает копирование и изменение этой информации кем угодно, а не только закрытой организацией, фирмой или частным лицом. Открытый контент — это альтернативная парадигма использованию копирайта для создания монополий. Открытый контент способствует демократизации знаний.

Крупнейшим open content проектом является Википедия.

Оффлайн-взаимодействие

общение между участниками учебного процесса, не находящимися одновременно в сети, отсроченный по времени обмен высказываниями, например организация дискуссии на учебном форуме.

Охват аудитории

количество посетителей сайта за определенный отчетный период. Можно считать общий охват аудитории (все посетители сайта, например, в месяц), можно отдельно по источникам или рекламным каналам.