Словарь терминов дистанционного обучения
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
1 |
---|
1:1символическое обозначение принципа электронного обучения «Один ученик — один компьютер». Образовательная среда, в которой каждому учащемуся предоставлено одно электронное устройство (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон). | |
B |
---|
BYODаббревиатура установки электронного обучения «принеси свое устройство» (Bring Your Own Device). Политика использования собственных устройств на уроке. Из плюсов — сокращение бюджетных расходов и привычная среда для обучения; из минусов — проблемы с контролем безопасности и соблюдения учебных требований. | |
E |
---|
EdXнекоммерческая организация, основанная Гарвардским университетом и Массачусетским технологическим институтом, предлагает на своей образовательной онлайн-платформе более 160 бесплатных онлайн-курсов для студентов со всего мира. Большинство курсов являются бесплатными, однако для получения официального сертификата за прослушивание некоторых курсов взимается сбор. | |
M |
---|
MindMapдиаграмма связей, известная также как интеллект-карта, карта мыслей (англ. Mind map) или ассоциативная карта. Это способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. | |
MOOCмассовые открытые онлайн-курсы (Massive Open Online Courses), один из форматов цифрового обучения, ставший популярным как раз из-за своей массовости. Характерные особенности: асинхронность процесса обучения; учебный материал доставляется в видеоформате; курс запускается только после того, как набралось достаточное количество участников. | |
Moodleмодульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда, а также свободная система управления обучением (LMS), распространяющаяся по лицензии GNU GPL. Система реализует философию «педагогики социального конструкционизма» и ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения. | |
S |
---|
SCORMсборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения, обеспечивает совместимость компонентов, созданных средствами разных LMS, позволяет осуществлять экспорт и импорт курсов и их отдельных компонентов из одной LMS в другую. | |
T |
---|
TimeLine(хроника) — бесплатный cервис (и инструмент), который позволяет преподавателям и студентам, не владеющим средствами разработки мультимедиа, создать интерактивные ленты времени. Полученная с его помощью лента времени может быть опубликована в интернете. Интерфейс программы позволяет отображать одновременно до шести параллельных лент времени, что дает возможность сравнивать события. События снабжаются текстовым комментарием и могут иметь мультимедийное сопровождение в виде фото, аудио или видео. | |
W |
---|
Whiteboard‐сервисрабочее пространство, в котором несколько пользователей (даже живущих в разных городах) в режиме онлайн совместно могут создавать один документ, в котором можно писать текст, рисовать, делать пометки, добавлять различные объекты и многое другое. Whiteboard‐сервисы еще называют виртуальными интерактивными досками. | |
Y |
---|
YouTubeсервис, предоставляющий возможность размещения (видеохостинга), просмотра, обсуждения видеозаписей. | |
А |
---|
Адаптивная версткаверстка, которая обеспечивает отличное восприятие веб-страницы на различных устройствах, подключенных к интернету. | |
Администратор системыпользователь с максимально широкими правами, обеспечивающий поддержание стабильной работы всей системы, управление пользователями, настройку основных параметров системы, безопасность, резервное копирование и выполнение других задач по администрированию СДО. | |
Анкетаэлемент «А.» обеспечивает три типа анкет для оценивания и стимулирования обучения в дистанционных курсах. Преподаватель может использовать их для сбора данных, которые помогут ему лучше узнать своих студентов и поразмышлять об эффективности обучения. Эти анкеты содержат предварительно заданные вопросы, которые не редактируются. Преподаватели, которые хотят создать свои анкеты, могут использовать активный элемент «Обратная связь». | |
Асинхронное обучениеобучение, в котором взаимодействие между преподавателями и студентами происходит с задержкой во времени. Студенты асинхронных курсов не обязаны собираться в определенное время, чтобы посмотреть лекцию или участвовать в дискуссии, и могут выполнять свою учебную работу в удобное для них время. | |
Б |
---|
База данных1) совокупность взаимосвязанных данных, организованных по определенным правилам; 2) элемент курса, позволяющий участникам создавать, обслуживать и искать записи из совокупности. Структура записей определяется преподавателем через количество полей. Типы полей включают флажки, переключатели, выпадающие списки, меню, текстовые области, гиперссылки, изображения и загружаемые файлы. Визуальное отображение информации при просмотре и редактировании записей в базе данных определяется шаблонами базы данных. Элементы «База данных» могут совместно использоваться в курсах в виде заготовок, а преподаватель может также импортировать и экспортировать записи в базу данных. Если в базе данных включен автосвязывающий фильтр, то любая запись базы данных будет автоматически связана в курсе со встречающимся одинаковым словом и/или фразой. Преподаватель может разрешить комментировать записи. Записи также могут быть оценены преподавателями или студентами (равноправная оценка). Баллы могут быть объединены, чтобы сформировать окончательную оценку, которая записывается в журнал оценок. База данных имеет множество применений, таких как:
| |
База знанийорганизованная совокупность знаний, относящихся к некоторой предметной области, содержащая данные о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений и правила использования в задаваемых ситуациях этих данных для принятия решений. | |
Банк вопросовобщая совокупность тестовых заданий, из которых составляются путем компоновки различные варианты тестов. | |
Блокэлемент интерфейса курса, который размещается слева или справа от основного содержания страницы. С помощью блоков можно организовать навигацию по сайту, размещать дополнительные материалы (например, каналы новостей или видеоролики), выводить динамическую информацию о событиях курса. Преподаватель курса может размещать на странице своего курса любые доступные ему блоки, а также может произвольно менять их взаимное расположение. Не рекомендуется перемещать блоки навигации по сайту, расположенные в левой части экрана, а также блок обмена сообщениями. | |
В |
---|
Вариативыинтерактивные образовательные модули одинакового типа, относящиеся к одному и тому же тематическому элементу данной предметной области, раскрывающие его содержание разными средствами. Вариативность модулей достигается за счет различий контента (разные учебные объекты/процессы, альтернативные научные взгляды), способов его представления, а также методических и технологических решений. | |
Васечкин Артем |
Видеоурок (скринкаст)видеозапись происходящего на экране, часто сопровождаемая аудио или текстовыми комментариями, поясняющими действия. | |
Видеохостингвид социальных медиа, предназначенный для загрузки, хранения и просмотра видео, а также его демонстрации в браузере, в том числе в онлайн-режиме. Самые популярные видеохостинги — YouTube, Rutube, Smotri и другие. | |
Виджетнезависимый программный модуль, работающий в некоторой среде (напр. сайте, браузере, мобильном телефоне) и исполняющий, как правило, одну определенную функцию. | |
Вики(Wiki) — элемент курса, позволяющий участникам добавлять и редактировать набор связанных веб-страниц. В. может быть совместной — все способны редактировать ее, или индивидуальной, которую только автор может редактировать. В В. сохраняется история предыдущих версий каждой страницы с перечислением изменений, сделанных каждым участником. В., например, можно использовать:
| |
Вирусный посеводин из этапов продвижения вирусного контента. Размещение контента на различных ресурсах (видеохостингах, форумах, у топ-блогеров, на популярных развлекательных площадках) с целью охватить как можно большее количество пользователей, которые в последующем будут делиться контентом со своими друзьями. Вирусный посев обеспечивает так называемый «приобретенный» охват аудитории, полученный в результате естественного распространения контента, без усилий компании. | |
Внешнее приложениеактивный модуль, позволяющий студентам взаимодействовать с обучающими ресурсами и активными элементами на других веб-сайтах. Например, внешнее приложение может обеспечить доступ к новому типу деятельности или учебным материалам. Для создания элемента «В.п.» требуется приложение поставщика, которое поддерживает LTI (Learning Tools Interoperability — взаимодействующие средства обучения). Преподаватель может создать активный элемент «В.п.» или использовать приложение, настроенное администратором сайта. Активный элемент «В.п.» отличается от ресурсов «Гиперссылка» несколькими особенностями:
| |
Г |
---|
Галерея Lightboxтип ресурса, который позволяет создавать и просматривать в электронных курсах галереи динамических изображений с использованием возможностей графического редактора без перехода на какую-либо другую страницу. Галереи рекомендуется использовать на лабораторных работах по соответствующим предметам, куда можно будет переводить как отчёты о работе, так и примеры, созданные заранее. Возможности ресурса позволяют сконцентрироваться на объекте (благодаря фону) и, вероятно, выявить скрытые недостатки и достоинства, при этом пользователь не использует никаких сторонних программ и находится в том же окне браузера.Пользователь может контролировать элементы и папки галерей, изменять, поворачивать, уменьшать, увеличивать и менять названия файлов не обращаясь к каталогам через другие программы, кроме браузера.Миниатюры генерируются автоматически и при нажатии раскрываются на экране. При использовании Lightbox достигается удобная загрузка и просмотр изображений. Последовательность просмотра миниатюр дополнительно настраивается. | |
Гиперссылкамодуль курса, позволяющий преподавателю разместить веб-ссылку как ресурс курса. Ссылка может быть связана с любым ресурсом, который находится в свободном доступе в интернете (напр. документы и изображения). Желательно, чтобы ссылка не вела на главную страницу сайта. Лучше использовать адрес конкретной веб-страницы. Есть варианты отображения Гиперссылки: как встроенной в страницу или открывающейся в новом окне. При необходимости для страницы можно передавать информацию (дополнительная опция), например имя студента. URL-адреса могут быть добавлены к любому другому типу ресурса или активному элементу с помощью текстового редактора. | |
Главная страница курсастраница, которая открывается сразу после входа на курс и содержит тематические разделы, блоки, а также элементы навигации по сайту. С главной страницы курса можно переходить на страницы ресурсов, элементов курса, каталогов, а также страницы управления. | |
Глоссарийэлемент курса, который позволяет участникам создавать и поддерживать список определений, подобный словарю или собирать и систематизировать ресурсы и информацию. Преподаватель может разрешить прикреплять файлы к записям глоссария. Прикрепленные изображения отображаются в записи. Может проводиться поиск и просмотр записей по алфавиту, категории, дате или автору. Записи могут быть одобрены по умолчанию, либо они должны быть одобрены преподавателем, прежде чем станут доступны всем для просмотра. Если в глоссарии включен автосвязывающий фильтр, то запись будет автоматически связана в курсе со словом и/или фразой, в которых встречается термин. Преподаватель может разрешить комментарии для записей. Записи могут также быть оценены преподавателями или студентами (равноправная оценка). Баллы могут быть объединены, чтобы сформировать окончательную оценку, которая записывается в журнал оценок. Глоссарии имеют множество применений, таких как:
| |
Группаподмножество пользователей курса Moodle. В группу могут входить пользователи с любыми ролями – как студенты, так и преподаватели. Группы создаются для организации процесса обучения на курсе и позволяют разграничить доступ пользователей к элементам курса. Например, можно сделать, чтобы участники видели переписку в форуме только своей группы. Группы позволяют организовать параллельную работу нескольких групп (студенты + преподаватель) в рамках одного курса так, чтобы они не мешали друг другу и не имели доступа к любым материалам участников других групп. Группы облегчают работу преподавателя: по группе можно фильтровать список участников курса при оценке заданий, просмотре статистики, отправке сообщений в форум. Любой элемент курса Moodle имеет параметр «Групповой метод», который определяет использование групп этим элементом. Разные элементы могут использовать разную настройку. Например, можно сделать новостной форум с отдельными группами и общий для всех форум, в котором группы не используются, а все пользователи видят сообщения друг друга. Группы в Moodle создаются для каждого курса независимо, постоянных учебных групп, действующих для всех курсов, в системе нет. Преподаватель курса или администратор может создать группу и записать в нее студентов. Возможна также автоматическая запись студентов в группы по вводу кодового слова. | |
Д |
---|
Диагностика обученияважнейший компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. В состав диагностики входят различные формы контроля, который означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников. Выявление и измерение называют проверкой. Результаты проверки являются основой для оценивания. | |
Дистанционные образовательные технологииобразовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. | |
Дистрактородин из вариантов ответа на тестовое задание. | |
Дополненная реальностьинновационная технология совмещения виртуальной информации и реальной с целью дополнения сведений об окружении и улучшения восприятия информации; система, которая совмещает виртуальное и реальное; взаимодействует в реальном времени; работает в 3D. Эффект «расширения» реальности достигается с использованием «дополненных» с помощью компьютера (проектора и интерактивной доски, smart-объектов, QR-кодов и др.) элементов воспринимаемой реальности (когда реальные объекты монтируются в поле восприятия). Основным принципом дополненной реальности является совмещение на экране реального текущего изображения и виртуальной информации, имеющей непосредственное отношение к видимым объектам. | |
Дорвейвид поискового спама; сайт, содержащий автоматически сгенерированный контент с высокой плотностью ключевых слов, вследствие чего часто занимающий высокие места по различным низкочастотным поисковым запросам. Таким образом, содержимое дорвея не представляет для посетителей никакой ценности, его цель – перенаправить трафик на другую целевую страницу или сайт. | |
Е |
---|
Еdutainmentкомплекс средств игрового обучения с опорой на современные информационные технологии, позволяющие воссоздавать и усваивать социокультурный, научный опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности при помощи фактора развлечения. На основе концепции И. Хёйзинги, изложенной в работе «Homo ludens», ключевым понятием edutainment является игра как базисный принцип обучения. Важным для образовательного процесса становится интерес обучающего, который при грамотном развитии приведет к накоплению знаний (например, российский просветительский проект мини онлайн-курсов Arzamas Academy). Одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры. E. мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность; позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить; многофункциональна, ее влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все ее возможные воздействия актуализируются одновременно. Особенности технологии E.:
![]() | |
З |
---|
Заданиеучебный элемент, позволяющий преподавателям добавлять коммуникативные задания, собирать студенческие работы, оценивать их и предоставлять отзывы. Студенты могут отправлять любой цифровой контент (файлы), такие как: документы Word, электронные таблицы, изображения, аудио- или видео файлы. Альтернативно или дополнительно преподаватель может потребовать от студента вводить свой ответ непосредственно в текстовом редакторе. «Задание» может использоваться и для ответов вне сайта, которые выполняются в автономном режиме (например, при создании предметов искусства) и не требовать представления в цифровом виде. При оценивани задания преподаватель может оставлять отзывы в виде комментариев, загружать файл с исправленным ответом студента или аудиоотзыв. Ответы могут быть оценены баллами, пользовательской шкалой оценивания или «продвинутыми» методами, такими как рубрики. Итоговая оценка заносится в журнал оценок. | |
И |
---|
Интерактивное действиедействие студента в электронном курсе, которые он будет выполнять во взаимодействии с другими студентами и/или преподавателем, т.е. интерактивно. В Moodle предусмотрен комплекс стандартных И.д., например, Форум, Вики, Чат, Задание, Обратная связь, Опрос, База Данных, Глоссарий. И.д. могут оцениваться по критериям, которые устанавливает преподаватель. | |
Интернет-проектопределенная последовательность задач, направленная на достижение конкретных целей в течение заданного периода времени, с установленными требованиями к качеству результатов и возможными рамками расхода ресурсов. | |
Информационная безопасностьсистемная функция, обеспечивающая разграничение функциональных полномочий и доступ к информации в целях сохранения трех основных свойств защищаемой информации: конфиденциальности, целостности, готовности. | |
К |
---|
Каталогмодуль курса, который позволяет преподавателю отображать несколько смежных файлов в одной папке, уменьшая прокрутку на странице курса. Папка в архиве ZIP может быть загружена и распакована для отображения; можно создать пустую папку и файлы загрузить в нее. Каталог может быть использован для:
| |
Категории курсовдревовидная структура категорий и подкатегорий, помогающая структурировать курсы в системе дистанционного обучения Moodle. | |
Качество обучениястепень соответствия знаний и умений выпускника учебного заведения заранее согласованным требованиям образовательных стандартов и профессиональных комптетенций, обеспечивающим его конкурентоспособность на рынке труда. | |
Ключевое слово (ключевой запрос)слово (словосочетание) в тексте интернет-страницы, которое несет в данном контексте существенную смысловую нагрузку и может служить ключом при поиске соответствующей информации. Ключевые слова подбирают для их дальнейшего использования в поисковой оптимизации сайта или портала. | |
Книгамодуль курса, позволяющий преподавателю создать многостраничный ресурс, подобный книге, с главами и подглавами. Книги могут содержать медиафайлы, а также длинную текстовую информацию, которая может быть разбита на разделы. Книга может быть использована
| |
Конструкционизмобучение в сообществах, где каждый пришедший новичок сразу становится участником совместной деятельности; так стирается грань между учащимися и учителями; а в целом такой подход помогает группе точнее формулировать свои цели и задачи, а всем участникам осознавать и оценивать свой вклад в общее дело. Подход конструкционизма развил Сеймур Пейперт – педагог, математик и программист. | |
Контентлюбой вид информационного наполнения (текст, аудио, видео, изображение), составляющий содержание инфопродукта, который определяет его качество и авторитет. Качественным считается уникальный контент, регулярно обновляемый и полезный для пользователей. Не является уникальным контент, который уже имеется в базе данных поисковых систем. | |
Кросплатформенностьспособность программных компонентов электронных образовательных ресурсов (ЭОР) полноценно функционировать более чем на одной аппаратной платформе и/или операционной системе. | |
Курсосновная структурная единица системы Moodle. Большинство действий в системе происходит именно в контексте курсов. У каждого курса есть уникальный идентификационный шифр на образовательном портале (его можно видеть в настройках курса)
| |
Л |
---|
Лего-образованиесистема, в основу которой положена образовательная метафора «конструктора Lego». В этой модели учащийся сам формирует образовательную программу и решает, когда, где и чему учиться, выбирая классы, курсы или онлайн-сервисы по своему усмотрению. | |
Лекцияактивный элемент, позволяющий преподавателю располагать контент (содержание) и/или практические задания (тесты) в интересной и гибкой форме. Преподаватель может использовать линейную схему лекции, состоящую из ряда обучающих страниц или создать древовидную схему, которая содержит различные пути или варианты для учащегося. В любом случае для увеличения активного взаимодействия и контроля понимания преподаватели могут использовать различные вопросы, такие как Множественный выбор, На соответствие и Короткий ответ. В зависимости от выбранного студентом ответа и стратегии, разработанной преподавателем, студенты могут перейти на другую страницу, возвратиться на предыдущую страницу или быть перенаправленными совершенно по другому пути. Лекцию можно оценивать, оценки записываются в журнал оценок. Лекции могут быть использованы:
| |
М |
---|
Модели смешанного обученияинтеграция онлайн-обучения с традиционным обучением в классе «лицом к лицу». Многие преподаватели используют в своем учебном процессе возможности LMS Moodle и BlackBoard. Что такое «смешанное обучение»? Это использование двух или более различных методов обучения. Например, чередование очных занятий с онлайн-обучением, микс онлайн-обучения с периодическим выходом на тренера или преподавателя для консультаций, комбинация обучения на рабочем месте с неофициальными консультациями у коллег или тренера. Классификация смешанного обучения1. Ротационная модель – при прохождении учебной программы или при изучении отдельного предмета ученики на основе утвержденного расписания (графика) или по усмотрению учителя чередуют способы работы с материалом, (одним из которых является онлайн-обучение). Другими способами работы с учебным материалом в ротационной модели являются: очная работа в малых группах, очная работа всем классом по решению определенной проблемы, групповые проекты, индивидуальные занятия и письменные задания. У ротационной модели есть подвиды: а) ротационная модель с наличием «онлайн-станций». В ней студенты чередуют способы изучения материала по установленному расписанию (графику) или по усмотрению учителя. Процесс освоения материала включает по меньшей мере одну «станцию» для обучения в режиме онлайн. Другие «станции» могут включать такие мероприятия, как работа в малых группах, групповые проекты и т.д. Некоторые способы реализации этой модели также могут вовлекать в деятельность весь класс и чередовать между учениками разные виды деятельности. В этой модели ученики должны пройти все «станции», как в очном, так и в онлайн-режиме. Пример: KIPP академия оснащает каждый класс 15 компьютерами. В течение урока учитель чередует работу учеников по предмету с помощью различных методов (онлайн-обучение, обучения в малых группах, а также индивидуальные задания). Т.е. одна половина класса работает онлайн, а другая очно, потом они меняются. б) ротационная модель с лабораторными работами. В ней ученики чередуют работу с материалом по заранее установленному графику в самом классе и в других местах, расположенных в учебном заведении. Одним из способов работы с материалами являются онлайн лабораторные работы. Эта модель отличается от предыдущей тем, что ученики могут работать в разных помещениях внутри учебного заведения, а не только в одном. Пример: В Rocketship, студенты выполняют лабораторные работы 2 часа в в разных классах, а инструкции по изучению предмета они получают в онлайн-режиме. в) «перевернутый класс». г) индивидуальная ротационная модель. У каждого ученика есть индивидуальный график изучения предмета, однако одним из обязательных условий есть онлайн-этап. Особенностью модели является то, что студентам не обязательно проходить все этапы работы с материалом, как при модели со «станциями». Пример. В школе Carpe Diem у учеников есть специальный график, который задает им траекторию работы с материалом: онлайн-работа, самостоятельная работа, работа на семинарах в классе. Длительность каждого этапа – 35 минут. 2. Flex модель – при ее организации содержание поставляется в первую очередь в онлайн-режиме, учитель также может оказывать поддержку ученикам в режиме онлайн. Однако, не исключены варианты поддержки учеников в очном режиме через такие мероприятия, как в работа в малых группах, групповые проекты, и индивидуальное обучение. Некоторые вариации этой модели включают существенную очную поддержку, в то время как другие включают минимальную поддержку. В учебном процессе могут принимать участие сертифицированные онлайн-консультанты, которые предоставляют ежедневные консультации, в то время как другие преподаватели могут сосредоточиться на очной поддержке аудитории. Пример: В Сан-Франциско Flex академия поставляет учебную программу и инструкцию к ее изучению, а преподаватели используют ее для дополнения к своим предметам. Академия представляет также онлайн-консультантов для изучения своих программ. 3. Self-blend модель – согласно ей студенты берут один или несколько онлайн-курсов в дополнение к обычным. Студенты могут учиться в этих курсах как в учебных заведениях, так и вне стен образовательного учреждения. Пример: Квакертаун (QCSD) в Пенсильвании предлагает ученикам 6–12 классов возможность взять один или несколько онлайн-курсов. Все ученики могут завершить ознакомительный онлайн-курс до зачисления. Курсы являются асинхронными, и студенты могут работать на них в любое время в течение дня. QCSD создал «кибер комнаты отдыха", где студенты могут работать в онлайн-курсах прямо в школе. 4. Виртуально обогащенная модель – это модель, при которой в течение обучения студенты делят свое время между посещением очных занятий и дистанционным обучением. Отличие этой модели от «перевернутого класса» в том, что студенты не посещают учебное заведение каждый день. Она отличается от модели Self-blend тем, что это не просто методика изучения курса, а модель работы всего учебного заведения. Константин Бугайчук | |
Моделирование (симуляция)интерактивное воссоздание ситуаций реальной жизни, традиционно используется в медицинском образовании и бизнес-тренингах. Применение симуляции в образовании ориентировано на развитие навыков принятия решений, оценки последствий своих действий, а преимущество такого подхода состоит прежде всего в получении немедленного отклика. | |
О |
---|
Образовательный контентструктурированное предметное содержимое, используемое в образовательном процессе; информационно значимое наполнение ЭОР. | |
Обратная связьмодуль электронного курса, позволяющий создать собственные анкеты для сбора обратной связи от участников, используя различные типы вопросов, включая множественный выбор, да/нет или ввод текста. Обратная связь может быть анонимной, а результаты могут быть показаны всем участникам или только преподавателям. Модуль «О.с.» может быть добавлена на главной странице сайта. В этом случае незарегистрированные пользователи могут заполнить анкету. «О.с.» может быть использована:
| |
Опросмодуль курса, позволяющий преподавателям создавать опрос, в том числе опрос с множественным выбором. Модуль «О.» позволяет преподавателю задать один-единственный вопрос и предложить широкий выбор возможных ответов. Результаты опроса могут быть опубликованы после ответов студентов, после определенной даты или не показаны вообще. Результаты могут быть опубликованы с именами студентов или анонимно. Опросы могут быть использованы:
| |
Открытое образованиегибкая система получения образования, доступная любому желающему, без анализа его образовательного ценза и регламентации периодичности и длительности изучения отдельного курса, программы, развивающаяся на основе формализации знаний, их передачи и контроля с использованием информационных и педагогических технологий дистанционного обучения. | |
Открытое программное обеспечение (Оpen source)программное обеспечение с открытым исходным кодом. Исходный код создаваемых программ открыт, то есть доступен для просмотра и изменения. Это позволяет использовать уже созданный код для создания новых версий программ, для исправления ошибок и, возможно, помочь в доработке открытой программы. Условия распространения О.п.о. должны соответствовать следующим критериям:
| |
Открытые образовательные ресурсыцифровые учебные материалы, размещенные в публичном доступе и распространяющиеся по открытой лицензии. Например, материалы для преподавателей и контент для студентов: конспекты лекций, содержание видеокурсов, коллекции учебных научных журналов и публикаций. Предоставление своих наработок в открытый доступ важно для репутации любого образовательного учреждения. | |
Открытый контент (Open content)неологизм, придуманный по аналогии с open source, описывающий любое творческое произведение или контент, опубликованный под лицензией, которая разрешает копирование и изменение этой информации кем угодно, а не только закрытой организацией, фирмой или частным лицом. Открытый контент — это альтернативная парадигма использованию копирайта для создания монополий. Открытый контент способствует демократизации знаний. Крупнейшим open content проектом является Википедия. | |
Оффлайн-взаимодействиеобщение между участниками учебного процесса, не находящимися одновременно в сети, отсроченный по времени обмен высказываниями, например организация дискуссии на учебном форуме. | |
Охват аудиторииколичество посетителей сайта за определенный отчетный период. Можно считать общий охват аудитории (все посетители сайта, например, в месяц), можно отдельно по источникам или рекламным каналам. | |
П |
---|
Пакет SCORMнабор файлов, которые упакованы в соответствии с согласованным стандартом для учебных объектов. Данный модуль позволяет добавить в курс пакеты SCORM или AICC, которые загружаются в виде архива. Содержимое обычно отображается на нескольких страницах, с навигацией между страницами. Существуют различные варианты для отображения содержимого: во всплывающем окне, с оглавлением, с кнопками навигации и т.д. Пакеты SCORM обычно содержат вопросы, оценки за ответы записывается в журнал оценок. SCORM может быть использован:
| |
Пакет содержимого IMSнабор файлов, которые упакованы в соответствии с согласованным стандартом и могут быть повторно использованы в различных системах. Модуль «П.с. IMS» может быть загружен в виде архива и добавлен в курс в виде ресурса. Содержимое обычно отображается на нескольких страницах, с навигацией между страницами. Существуют различные варианты для отображения содержимого — во всплывающем окне, с навигационным меню или кнопками и т.д. П.с. IMS может быть использован для представления мультимедийного контента и анимации. | |
Папкамодуль с функцией каталога, позволяющий преподавателю отображать несколько смежных файлов в одной папке, уменьшая прокрутку на странице курса. Папка в архиве ZIP может быть загружена и распакована для отображения; можно создать пустую папку и файлы загрузить в нее. Каталог может быть использован для:
| |
Паттерн(англ. pattern от лат. patronus — модель, образец для подражания) устойчивый, контекстно-обусловленный показательный пример, шаблон, система или принцип. | |
Перевернутый классмодель обучения, при которой знакомство с теоретическим материалом происходит посредством ИКТ (видеолекции, интерактивные материалы) дома, а высвобожденное время в аудитории направлено на работу и обсуждение/ решение проблем, связанных с домашним заданием. Перевод подачи теоретического материала за пределы учебной аудитории помогает выделить большее количество времени на занятии для развития навыков ведения дискуссии и критического мышления. | |
Персонализацияобращение к пользователю через информационные каналы, порталы и источники исходя из знаний о нем: имя, поведение в интернете, сфера деятельности, сфера интересов и т.д. | |
Пользователь системылицо, зарегистрированное на образовательном портале с получением уникального логина и пароля. | |
Популярные страницыстраницы сайта, которые имеют наиболее высокий трафик по сравнению с другими страницами данного сайта за отчетный период. | |
ПорталWWW-компьютерная система (приложение, мультисервисный сервер), обеспечивающая персонифицированный и настраиваемый интерфейс, возможность людям взаимодействовать с другими людьми, находить и использовать информацию в соответствии со своими интересами. Как правило, П. реализует унифицированный интерфейс доступа к функциям, службам и сервисам некоей информационной системы. | |
Пояснениеэлемент курса, позволяющий вставлять текст и мультимедиа на странице курса между ссылками на другие ресурсы и элементы курса. Пояснения очень универсальны и могут улучшить внешний вид курса при продуманном использовании. Пояснения могут быть использованы:
| |
Просмотрычисло просмотров страниц на сайте за отчетный период, исключая мгновенные обновления страниц («refresh», когда повторный просмотр той же страницы произошел в течение 15 секунд после первого), при этом возвраты на уже посещенные страницы также засчитываются как просмотр. | |
Профиль пользователяличная страница пользователя в системе дистанционного обучения или на образовательном портале, содержащая сведения о нем. | |
Р |
---|
Резервное копирование(back up) создание архива с данными курса с тем, чтобы курс можно было восстановить в состоянии на момент сохранения копии. Помимо сохранения данных на случай нежелательных изменений курса, резервное копирование может использоваться как механизм распространения курсов: курс можно восстановить из резервной копии и на другом сервере Moodle. Кроме того, в основе импорта данных в другие курсы Moodle также лежит механизм резервного копирования. Процесс резервного копирования может запускаться автоматически (по расписанию, заданному администратором сайта) и вручную, по требованию преподавателя. В последнем случае есть возможность выбрать, какие данные нужно сохранить. | |
Ресурс курсастатический материал, который можно разместить на курсе — файл, HTML-страница, каталог с файлами, ссылка на внешний интернет-ресурс и т.п. «Статичность» ресурса не означает, что его нельзя изменять. Ресурсы не предполагают взаимодействие студентов между собой или с преподавателем через систему при выполнении каких-либо заданий. Для этого используются элементы курса. Для просмотра и редактирования ресурсов используются программные модули, которые администратор устанавливает в системе. | |
Ресурсытип материалов электронного курса, не предполагающий обратной связи слушателя. Например: вебстраница, файл, гиперссылка, пояснение, галерея.
| |
Рольгруппа пользователей, обладающих по умолчанию одинаковыми полномочиями. На образовательном портале АлтГУ действуют следующие роли: администратор, преподаватель, модератор, ассистент (без права редактирования), студент, гость и др. Роль можно рассматривать как некоторый шаблон, который определяет, что по умолчанию пользователь может делать на сайте, а что — нет. Роль может быть назначена пользователю в определенном контексте (вся система, главная страница, категория курсов, курс, элемент курса). В Moodle реализован механизм наследования полномочий, поэтому если пользователю назначена роль преподавателя в более общем контексте (система в целом), то его полномочия будут распространяться и на все более узкие контексты (курс, элемент курса). Только администратор сайта может при необходимости создавать новые роли. Однако назначать роли могут и другие пользователи. Например, записывая студентов на свой курс, преподаватель назначает им роль студента в своем курсе. Он может назначать роли и в контексте отдельных элементов курса. Например, если необходимо, чтобы студент модерировал форум или помог разработать интерактивную лекцию, то преподаватель может назначить ему роль преподавателя в контексте этих элементов курса. К другим материалам курса (например, базе тестовых заданий), у него доступа не будет. | |
С |
---|
СДО(система дистанционного обучения) программный комплекс для организации электронного обучения. | |
Сервисы Web 2.0методика проектирования систем, которые благодаря учету сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуется; путем интегрирования программных возможностей нескольких независимых друг от друга сервисов можно создать новый уникальный web
-
проект. Интерактивные технологии сервисов Веб 2.0 позволяют организовать образовательный процесс согласно ФГОС, так как их возможности помогают реализовать учебные цели. Варианты использования зависят в основном от возможностей предлагаемой программы,
пользовательских навыков участников группы и фантазии преподавателя. С помощью Веб 2.0 можно организовать следующую коллективную деятельность:
| |
Симуляцияспособ учебной имитации рабочей ситуации. Автор дистанционного курса на этапе проектирования курса создает некий сценарий, в котором должен принять участие (совершить действия, ввести данный и т.д.) слушатель. Сценарий построен таким образом, что слушатель продвигается по нему в случае совершения правильных действий. По ходу выполнения действий слушатель дистанционного курса может получать комментарии и рекомендации. | |
Ситуативное (контекстное) познаниепонятие когнитивной науки, лежащее в основе когнитивного обучения. Познание рассматривается как процесс, который в полной мере запускается только в реальной среде, в контексте конкретной ситуации или комплекса событий. Контекстное познание позволяет проводить связь между тем, что вы знаете, и тем, что вы можете с этим знанием сделать. | |
Событие календаряэто объект календаря электронного курса. Событие характеризуется видом деятельности в курсе, названием, датой, временем, продолжительностью и повторяемостью | |
Страницамодуль курса, позволяющий преподавателю создать ресурс «веб-страница» с помощью текстового редактора. Страница может отображать текст, изображения, звук, видео, веб-ссылки и внедренный код, например Google Maps. Преимущество модуля «Страница», по сравнению с модулем «Файл» заключается в возможности делать ресурс более доступным (например, для пользователей мобильных устройств) и легко обновляемым. При больших объемах контента вместо Страницы рекомендуется использовать Книгу. Страница может быть использована:
| |
Т |
---|
Таксономия Блумаиерархическая система образовательных целей, охватывающая три сферы деятельности: когнитивную (познавательную), аффективную (эмоционально-ценностную) и психомоторную. Иерархия образовательных целей в когнитивной сфере имеет два измерения: знание (4 уровня), и когнитивные процессы (6 уровней сложности). | |
Тематический раздел курсаобласть на странице, в которой преподаватель может разместить учебные материалы или добавить элементы курса, предусматривающие учебную деятельность студентов. Как правило, на курсе есть общий раздел, где размещается описание курса, общие форумы, словари, другая важная информация и несколько разделов с материалами по отдельным темам. Тематические разделы могут различаться по номерам или соответствовать неделям семестра. Количество тематических разделов можно в любой момент изменить в настройках курса — как в большую, так и в меньшую сторону. Если в настройках курса указать меньше разделов, чем есть в действительности, то лишние разделы не будут отображаться, но не удалятся из базы данных. | |
Тестэлемент курса, позволяющий преподавателю создавать тесты, состоящие из вопросов разных типов: Множественный выбор, Верно/неверно, На соответствие, Короткий ответ, Числовой. Можно создать тест с несколькими попытками, с перемешивающимися вопросами или случайными вопросами, выбирающимися из банка вопросов. Может быть задано ограничение времени. Каждая попытка оценивается автоматически, за исключением вопросов типа «Эссе», и оценка записывается в журнал оценок. Можно выбрать, будут ли подсказки, отзыв и правильные ответы и когда они будут показаны студентам. Тесты могут быть использованы:
| |
Тестовое заданиелогическая единица теста, включающая в себя текст задания определенной конструкции с эталоном ответа и имеющая оценочный показатель. | |
Тьюторпреподаватель, координирующий учебную деятельность студентов – участников электронного курса. | |
У |
---|
Удобство использования (usability)эргономическая характеристика сайта, определяющая то, насколько он эффективно, экономично и с удовольствием используется посетителями для достижения каких-то целей. Иными словами, эта характеристика определяет качество и удобство сайта на основе субъективного отношения к нему человека. «Качественное usability» курса означает, что работать настолько удобно, что любой человек, независимо от его способностей и образования, может быстро и легко найти на нем нужную ему информацию. | |
Участник курсаобщее обозначение для всех пользователей, которым назначена на курсе роль преподавателя, тьютора или студента. Участники курса имеют доступ к элементам курса. Гости курса не могут пользоваться теми элементами, где нужно вводить информацию, например форумами, хотя могут просматривать их. | |
Ф |
---|
Файлмодуль курса, позволяющий преподавателю представить файл как ресурс курса. Если это возможно, то файл будет отображаться в интерфейсе курса, в противном случае студентам будет предложено скачать его. Файл может включать вспомогательные файлы, например, HTML-страница может иметь встроенные изображения или флэш-объекты. Студенты должны иметь соответствующее программное обеспечение на своих компьютерах, чтобы открыть файл. Файл может быть использован:
| |
Фильтрнабор инструментов, которые позволяют сортировать статистические данные по определенным параметрам. Фильтры нужны для того, чтобы правильно распределять нужную информацию из показателей веб-счетчиков и сегментировать посетителей web-cтраницы. |
Форуммодуль курса, позволяющий участникам общаться в асинхронном режиме т.е. в течение длительного времени. Есть несколько типов форумов на выбор, такие как стандартный форум, на котором каждый может начать новую дискуссию в любое время; форум, где каждый студент может начать одно обсуждение, или форум «Вопрос-ответ», где студенты должны сначала ответить на сообщение, прежде чем они смогут увидеть ответы других студентов. Преподаватель может разрешить прикреплять файлы к сообщениям на форуме. Прикрепленные изображения отображаются в сообщении форума. Участники могут подписаться на форум, чтобы получать уведомления о новых сообщениях форума. Преподаватель может установить следующие режимы подписки: добровольный, принудительный, автоматический или полностью запретить подписки. При необходимости студентам может быть запрещено размещать более заданного количества сообщений на форуме за определенный период времени. Сообщения форума могут оцениваться преподавателями или студентами (равноправное оценивание). Баллы могут быть объединены, чтобы сформировать окончательную оценку, которая записывается в журнал оценок. Форумы имеют множество применений, таких как:
| |
Ц |
---|
Целевые действияжелаемые для преподавателя действия обучающихся. Их определяет сам преподаватель в сценарии или программе курса, выстраивая на основе инструкций и пошаговых рекомендаций условия, в которых эти действия успешно реализуются. Примеры целевых действий: запись на курс, формирование профессиональных компетенций через систему учебных действий в электронном курсе (выполнение заданий, участие в опросах, скачивание и обработка учебных материалов и т.п.). | |
Цифровое гражданствовозможность участвовать в онлайн-сообществе на основе знания правил надлежащего ответственного и безопасного использования технологий во всех аспектах повседневной жизни и деятельности. | |
Цифровые значкикартинки, размещенные на веб-сайте, онлайн-резюме или в профиле в социальных медиа, которые удостоверяют компетентность в какой-либо сфере, подтвержденные профильной организацией. | |
Ч |
---|
Чатмодуль курса, дающий участникам возможность синхронного письменного общения в реальном времени. Чат может быть одноразовым мероприятием или может повторяться в одно и то же время каждый день или каждую неделю. Чат-сессии сохраняются и могут быть доступны для просмотра всем или только некоторым пользователям. Чаты особенно полезны, когда группа не может встретиться очно, например, в следующий случаях:
| |
Э |
---|
Электронная библиотекапрограммный комплекс, обеспечивающий возможность накопления, актуализации и предоставления пользователям через телекоммуникационную сеть полнотекстовых информационных ресурсов учебно-справочного и иного назначения со своей системой документирования и безопасности. | |
Электронное обучение (E-Learning)организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку с помощью информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса. | |
Электронный курскомплексный электронный образовательный ресурс, разработанный с учетом возможностей LMS и размещенный в системе дистанционного обучения; основная обучающая область в Moodle, где преподаватель представляет материалы своим студентам и организует интерактивную образовательную деятельность, а также процесс самообразования в рамках различных учебных программ и дисциплин. | |
Элемент курсаинтерактивный компонент, который можно включить в состав курса. Примерами элементов курса являются форумы, задания различных видов, wiki, тесты, базы данных и т.п. Преподаватель может включать в курс любые доступные элементы. Особенностью системы Moodle является большой выбор таких интерактивных элементов, которые были разработаны пользователями системы для решения своих педагогических задач. | |
Я |
---|
Якоря вниманияспециальные символы, слова, приемы форматирования, которые привлекают внимание читающего в режиме «сканирования» текста. Это могут быть: аббревиатура, вопросительный или восклицательный знак, число, выноска текста сбоку, отступ или нумерация. | |